Участники Фестиваля Первых обсудили программу воспитательной работы Движения Участники Фестиваля Первых обсудили программу воспитательной работы Движения

Участники Фестиваля Первых обсудили программу воспитательной работы Движения

IMG_1079.jpg


В День защиты детей в рамках Всероссийского Фестиваля Движения Первых прошло обсуждение проекта программы воспитательной работы Движения. Оно формирует новое воспитательное пространство, которое строится на детском самоуправлении и поддержке интересов детей и молодежи. Ключевая задача программы — вернуть в детские коллективы ценность воспитанного человека, рассказали эксперты.

«Движение первых» — крупнейшая и единственная сегодня организация в России, которая открывает детям и молодежи возможность откликаться на то, что происходит в стране, формировать собственные инициативы и вносить индивидуальный вклад в развитие общества. Об этом сегодня говорили участники панельной дискуссии, посвященной программе воспитательной работы «Движения первых», которая состоялась в рамках Фестиваля Движение Первых на ВДНХ.

Уникальность Движения и новизна подходов в работе с детско-молодежным сообществом нашла отражение в проекте программы воспитательной работы «Движения первых». Она разработана Правлением Движения совместно с Министерством просвещения РФ. В настоящее время программа представлена на общественно-профессиональное обсуждение.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Научно-методического совета «Движения Первых» Любовь Глебова отметила, что в программе использован термин «воспитательное пространство» и определяются отношения, которые в нем возникают между субъектами.

«Очень важно, чтобы в общественно-профессиональном обсуждении была отмечена общественная значимость такого явления как воспитательное пространство и то, что возможности зайти в это пространство есть у каждого желающего. Эта программа должна определить правила вхождения этих субъектов в пространство, отношения, которые формируются в нем, разделить, кто за что отвечает и как сделать так, чтобы все не делали одно и то же. В документе мы попробовали сформулировать правила таких отношений внутри этого воспитательного пространства. Получился продукт, который дает основания для наполнения этого воспитательного пространства с точки зрения его содержания, разнообразия форм и видов деятельности, а также требований и характеристик кадров, которые в этом участвуют. В этом документе сформирован, пожалуй, самый полный понятийный аппарат воспитания, который отражает современные реалии состояния воспитательного процесса», — сказала Любовь Глебова.

Ключевая задача программы — объединить и дать возможность найти место в Движении и системе воспитания, отметила начальник департамента проектов и программ в сфере воспитания детей и юношества Управления общественных проектов Администрации Президента РФ Ирина Плещева.

«У Движения Первых не случайно 26 учредителей из числа всероссийских и региональных организаций, большое количество коллективных членов. Ключевая задача Программы — объединить, дать возможность найти свое место и роль как во всероссийском детском движении, так и в системе воспитания. Чтобы дети, педагоги и родители выступали соавторами Движения, четко понимали механизмы своего участия», — сказала Ирина Плещева.

Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, и.о. вице-президента ФГБУ «Российская академия образования» Виктор Басюк отметил, что важнейшее отличие воспитательной деятельности от процесса обучения заключается в том, что воспитателя нельзя назначить. По его словам, ребенок в воспитывающем пространстве движется только за тем взрослым, который для него значим.

«Десять лет назад мы провозгласили результат образования с точки зрения формирования личности, но, к сожалению, еще практически не подошли к этому. Важность проекта программы воспитательной работы Движения заключается в том, что он ярко предлагает подходы формирования личностных результатов образования. Сегодня любая личность ребенка и взрослого имеет два полюса — с одной стороны, это индивидуальность, а с другой стороны — социальная единица. Нам мой взгляд, главная цель программы — помочь состояться социальной личности», — сказал Виктор Басюк. 

Декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко отметил, что изменившиеся условия развития общества должны быть ясны педагогу для понимания, какие идеалы необходимо воспитывать.

«Теперь у нас представлена и определена ценностная аксиологическая шкала. Следующий вопрос — каким образом операционализировать работу детского Движения. Вместе с практиками и законодателями мы попытались отразить научно обоснованное восприятие феномена детства. Важно, чтобы его не только понимали ученые, но и чтобы он стал практическим инструментом, который бы помог организовывать детское движение и развивать его», — подчеркнул Юрий Зинченко.

Председатель комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, директор АНО по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» Елена Родионова отметила, что следующим важным этапом работы над документом станет его обсуждение в Общественной палате РФ, которое состоится 13 июня.

«Сегодня нам нужен практикоориентирjванный подход, максимальная гражданская включенность, формирование у молодежи компетенций критического мышления и гражданского созидания. Образование, знание, историческая память, просвещение и добровольчество — все это должно стать ценностной основой гражданской включенности активистов «Движении первых» в судьбу России. Востребованность добровольчества и отношение к нему, а также профориентационный подход — это тоже ценная компетенция, которые мы получаем в уникальном «социальном университете» детского Движения. Это социальные и управленческие компетенции, которые нельзя получить ни в одном университете мира. Они также должны быть выдвинуты на первый план как суть и основа программных ценностей гражданственности и патриотизма», — подчеркнула Елена Родионова.

Директор ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», председатель регионального отделения в Москве Надежда Куранина подчеркнула, что до «Движения Первых» не было прецедента настолько массового вовлечения детей и молодежи в процесс построения единого сообщества. По ее словам, текущая проектная деятельность Движения подтверждает высокую степень включенности детей в процесс формирования нового сообщества.

Подытожила дискуссию Первый Заместитель Председатель Правления «Движения Первых» Наталия Мандрова. Она отметила, что детское движение строится вместе с детьми, и его главными партнерами призваны стать родители.

«Организация детского движения должна стать альянсом между взрослым и ребенком. Когда мы обсуждаем программу воспитательной работы, мы, во-первых, стремимся вернуть в детские коллективы ценность быть воспитанным человеком, а во-вторых, — найти слова для того, чтобы говорить о воспитании с детьми, их родителями и взрослыми. Современное детское движение должно видеть своим партнером не только государство, но и семью», — сказала Наталия Мандрова.

Проект программы воспитательной работы Движения отражает ценности и механизмы воспитания социально активной и ответственной личности. Он нацелен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также сохранение культурного и исторического наследия народа России.

Ознакомиться с проектом программы воспитательной работы, этапами и сроками общественно-профессионального обсуждения можно на сайте. Там же можно найти форму для обратной связи, через который проходит сбор конструктивных предложений по усовершенствованию программы. С 16 июня до конца месяца предложения будут обработаны. С учетом предложенных корректировок программа получит экспертное заключение Научно-методического совета и в окончательном варианте будет представлена на утверждение в Наблюдательный совет Движения, который возглавляет Президент РФ Владимир Путин.

Российское движение детей и молодежи становится новым социальным институтом прямого общественно-государственного диалога с детьми, который был создан по поручению Президента России Владимира Путина. В нем ключевая роль отводится инициативе детей, которая реализуется в многочисленных проектах Движения. На сегодняшний день в них участвует более миллиона участников Движения.

1 июня 2023