Вернуться назад Проблема трудоустройства выпускников

Проблема трудоустройства выпускников

Сегодня достаточно остро стоит вопрос трудоустройства выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. Многие организации не берут на работу молодежь, потому что у них нет опыта. Без опыта может трудоустроиться быстро только реально талантливый выпускник. Если говорить о производственных практиках, то они не дают реального практического опыта по нескольким причинам:

 

- студенты проходят практику «за галочку»;

- студентами на предприятии никто не занимается;

- студенты, отправленные на место практики, выполняют совершенно не те виды работ, что прописаны в программе практики;

- у студентов недостаточно знаний для выполнения работы на практике, и их попросту не допускают к этим работам;

 

Даже при условии, что работодатель готов трудоустроить выпускника без опыта, он может проверить знания и умения у человека. Такие испытания не все могут осилить. Это может быть связано с подготовкой в образовательном учреждении по трем причинам:

 

- недостаточный профессионализм или компетентность преподавательского состава, который участвовал в подготовке выпускника;

- недостаточная материально-техническая база в образовательной организации;

- выпускник относился к обучению халатно, не выполнял задания, пропускал занятия и т.д.

 

По этим причинам многие выпускники образовательных учреждений вынуждены по окончанию обучения самостоятельно проходить переподготовку. Это при условии, что выпускник не готов работать по специальности. Если выпускник собирается работать по специальности, но не хватает знаний и умений, ему приходится заниматься самообразованием или посещать дополнительные курсы.

По данным Росстата, лишь 40 % россиян работают по специальности. Каждый год увеличивается количество кандидатов на переобучение или получение второй профессии среди выпускников.

Такая ситуация происходит по ряду причин:

 

- отсутствует связь рынка труда и образовательных услуг;

- незаинтересованность образовательных учреждений в трудоустройстве выпускников;

- высокие требования работодателя к новоиспечённым работникам;

- недостаточный уровень самоопределения молодежи на рынке труда;

- несвоевременное изменение учебных программ и программ практик под современные реалии рынка труда;

- завышенная самооценка выпускников во время поиска работы, многие хотят с первых дней большую заработную плату, удобный график и расположение места работы недалеко дома;

- избыток специалистов популярных направлений;

 

Сейчас достаточно много выпускников экономистов, юристов, психологов, логистов и т.д. Даже проанализировав специальности и направления в образовательных учреждения, можно сделать вывод что ощущается нехватка специалистов технических специальностей. На графике указано, какой процент абитуриентов выберет то или иное направление бакалавриата (Рисунок 1). На графике указано, какое количество человек из ста, заинтересуется определенным направлением.

 

Лидирующие позиции у направлений Юриспруденция, Сервис и туризм, Экономика и управление, Информатика и информационная безопасность, Медицина. Определенный процент будущих специалистов выбирают данные направления из-за высокой оплаты труда. Только при выборе данных направлений, они не учитывают, что высокие доходы в будущем будут у тех, кто реально хочет получить данную специальность и он проявляет интерес к определенному направлению.

 

 

Проблемы трудоустройства выпускников вузов обусловлены также переходом на европейскую систему образования (выпускники-бакалавры). Многие работодатели, по старинке, отдают предпочтение специалистам и считают, что бакалавриат является более низкой ступенью высшего образования.

 

Проанализировав рынок труда по Российской Федерации (Рисунок 2) можно сделать вывод, что практически по всем популярным направлениям подготовки ощущается дефицит вакансий. Острая нехватка специалистов ощущается в сфере продаж, рабочего персонала, строительства и недвижимости, промышленности и транспорта. Большинство из направлений – это достаточно тяжелые направления работы с низкой или средней оплатой труда.

 

Если провести параллель между двумя графиками, можно заметить, что популярное направление обучения = дефицит вакансий и специалистов. Обусловлено это следующими факторами:

 

- молодые специалисты не желают идти на низкооплачиваемую работу, даже на первых порах;

- студенты проходят обучения ради того, чтобы просто получить хотя бы какой-то диплом, а после окончания ВУЗа проходят переподготовку;

- во время обучения студенты начинают подрабатывать и строят карьеру в совершенно другой отрасли;

- работодатели не охотно берут новоиспеченных неопытных выпускников;

- стремительно растущие рынки продаж, строительства и транспорта постоянно требуют новых специалистов, но выпускников в таком количестве нет.

 

 

Особенно актуальной является проблема трудоустройства выпускников популярных специальностей. Рынок трудоустройства, в данном случае, достаточно насыщен специалистами, либо работодателю предоставлен выбор из большого числа выпускников или специалистов с опытом.

Решением всех вышеназванных проблем можно выделить:

 

- организовывать трудоустройство выпускников сразу по окончании преддипломной практики;

- более тесно ВУЗам держать связь с работодателями, тщательнее подходить к выбору мест для прохождения практики студентами;

- повысить контроль за прохождением производственной практики студентами;

- повысить качество подготовки будущих специалистов;

- помогать выпускникам в поиске работы по окончании ВУЗа и контролировать их трудоустройство через определенный период;

- работодателям более лояльно относиться к молодым специалистам и помогать им освоиться на рабочем месте после обучения;

- работодателям чаще применять наставничество, чтобы выпускник лучше и быстрее осваивался;

 

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной и сложной, требовать к себе особого внимания, как со образовательного учреждения, так и со стороны общества в целом. Очевидно, что ВУЗам предстоит осваивать и развивать новые подходы к профессиональной подготовке специалистов, к организации трудоустройства выпускников. Поэтому необходимо более детально исследовать позитивный опыт работы по трудоустройству выпускников ВУЗов, трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы, что, возможно, позволит более эффективно справиться с этой проблемой.