В заключительный день работы форума в рамках Общественного совета Росмолодежи прошла дискуссия «Путь к призванию: современные инструменты профориентации молодежи». В обсуждении приняли участие руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Ксения Разуваева, Первый заместитель Председателя Правления Движения Первых Наталия Мандрова, председатель молодежного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Ольга Тарасова, проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Елена Весна, а также управляющий директор и руководитель дирекции академических партнерств Сбербанка Андрей Очеретный.
Модератором дискуссии выступила генеральный директор Корпоративной академии Росатома Юлия Ужакина. Во вступительном слове она отметила особую актуальность темы встречи и добавила, что большинство выпускников школ сегодня имеют скорее представления о вузе, в котором хотят учиться, чем о профессии, в которой они хотели бы развиваться.
«С одной стороны, чем раньше в школьном возрасте молодой человек понимает, кем он хочет быть, тем более успешным и профессиональным в этой сфере он может стать. С другой стороны, мир настолько динамичный, что мы должны быть готовы к тому, что ту профессию и сферу деятельности, которую мы выбрали, возможно, несколько раз в жизни предстоят поменять. В этом смысле система нацелена на то, чтобы найти сильные стороны в молодом человеке и помочь за счет сильных сторон стать еще сильнее, научиться учиться и быть готовым к изменениям», — сказала Ксения Разуваева.
Одной из ключевых тем дискуссии стала роль родителей и наставников в выборе ребенком будущей профессии. Модератор выразила идею о том, что перспективным направлением может стать профориентационная работа не с детьми, а с их родителями. Первый заместитель Председателя Правления Движения Первых Наталия Мандрова подчеркнула, что с точки зрения педагогики главная задача взрослого — увидеть интерес школьника и помочь ему развиться.
«Выбор, который родители делают, планируя время тренировок и загружая дополнительными занятиями, во многом формирует интересы ребенка, забирая его свободное время. Ничего хорошего не происходит, когда у ребенка нет ресурса времени «ничегонеделания», когда он пытается узнать себя и нащупать вектор, в котором может свободно развиваться. В этом и есть смысл педагогики — увидеть этот вектор и помочь ребенку двигаться в его направлении. Но точкой невозврата при выборе профессии я считаю 6-7 класс, когда появляются алгебра, химия, физика. Это очень сложный в возрастной психологии период, когда у ребенка угасает интерес к ручному творчеству, но при этом еще не сформированы навыки абстрактного мышления. И резко повышается сложность обучения. Приходя к профильной школе и выбору предметов для сдачи ЕГЭ, ребенок выбирает не то, что ему интересно, а то, что он может сдать», — рассказала Наталия Мандрова.
Она также подчеркнула, что именно по этому принципу научное направление Движения Первых, которое призвано вовлечь ребят в исследовательскую деятельность и популяризацию науки, ориентировано на учеников 6-7 классов.
Участники дискуссии также сошлись во мнении о том, что научиться видеть способности ребенка – не всегда тривиальная задача для современных родителей, педагогов и наставников, учитывая, что большое влияние на его интересы оказывают лидеры мнений.
Эксперты также озвучили идею о неэффективности традиционной модели профориентации в школе, главная цель которой — проинформировать ребят о существующих направлениях развития. Одним из поводов пересмотреть такой подход спикеры назвали динамичное изменение карьерных возможностей и междисциплинарность современных профессий. Возможным действенным механизмом профориентации в этом случае может стать знакомство не с профессией в целом, а с конкретными рабочими задачами, а также развитие институтов корпоративного образования.
17 июня 2023