Завершился третий Всероссийский форум классных руководителей, который объединил более трех тысяч педагогов со всей страны. Руководители начальных, средних, старших и коррекционных классов, а также кураторы групп в СПО в составе двух смен ознакомились с методическими разработками различных ведомств и организаций в сфере воспитания и молодежной политики. Свою программу и новые подходы для педагогов представило и Движение Первых.
7 октября, в заключительный день работы Форума, на стратегической сессии «Первоклассная жизнь с Движением Первых» выступили Первый заместитель Председателя Правления Движения Первых Наталия Мандрова, председатель комитета Государственной Думы по молодежной политике, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров Артём Метелев и главный ученый секретарь президиума Российской академии образования, исполняющий обязанности вице-президента Российской академии образования Виктор Басюк. Спикеры рассказали педагогам старших классов и системы СПО о ключевых задачах системы воспитания в рамках Движения Первых.
Выступая на стратегической сессии для руководителей старших классов и кураторов групп СПО, Первый заместитель Председателя Правления Движения Первых Наталия Мандрова рассказала о воспитательном потенциале Движения Первых, как основного общественного института работы с детьми и молодежью.
«Перед Движением Первых стоит непростая задача построить по-настоящему живую организацию, в которой ребенку будет интересно. В каком-то смысле это требует изменения общественного мышления, потому что организованного движения в нашей стране не было более 30 лет. За это время выросло целое поколение родителей и педагогов, которые не знают, что такое эффективное детское движение, которое воспитывает человека, формирует у него социальные навыки, необходимые для жизни в обществе. Движение Первых, как институт, содержит огромный кладезь возможностей и методических средств. Нам всем предстоит освоить богатейший педагогический опыт, средства, методики и подходы, связанные с воспитанием. С помощью различных системных инструментов Движение должно объединить как можно больше детей и взрослых в коллективы для передачи ценностей, обеспечения преемственности социального опыта и настоящей глубокой связи поколений, к которой мы стремимся», — подчеркнула Наталия Мандрова.
Председатель комитете ГД РФ по молодежной политике Артём Метелев напомнил о важных законодательных изменениях в сфере молодежной политики, которые были приняты в развитие темы воспитания в нашей стране.
«Первый из них — это закон о самом Движении Первых. Это не просто организация, а целый институт, который объединяет не только людей, но и системы. Мы будем однозначно дополнять, развивать наставничество и другие программы внутри Движения Первых, интегрировать его в другие законы. Движение Первых сегодня — это целый институт и инструмент в каком-то смысле воспитательной работы, который есть и у законодателей, и у страны», — сказал Артём Метелев.
О роли классных руководителей в жизни детей и в процессе воспитательной работы Движения Первых рассказал главный ученый секретарь президиума Российской академии образования, исполняющий обязанности вице-президента Российской академии образования Виктор Басюк. Он также подчеркнул, что исключительно важная роль наставника в полной мере отражена в Программе воспитательной работы Движения Первых.
«Классное руководство — это особый вид деятельности. Это именно двустороннее движение ребенка и взрослого, мы с вами очень многому учимся у наших детей и сами учим их. И это обучение, в первую очередь, выстраивается на доверии и на рефлексии. У классного руководителя есть важная функция — посредническая, ведь он выступает посредником между ребенком и социумом, в котором он проводит много времени, пониманием процессов, которые в нем происходят, между им и огромным количеством информации в современной информационном пространстве, а также между родителями и школой», — сказал он.
Ключевой методический инструмент, который предоставило Движение Первых педагогам — модель проектирования воспитательного события. В Рамках форума 3000 педагогов провели апробацию этой модели. В течение часа 75 команд по 20 человек проектировали события, которые наполнены социально значимым смыслом и строятся на совместной детско-взрослой деятельности. Ранее в рамках первой смены, которую открывал Председатель Движения Первых Григорий Гуров, такая же сессия прошла для педагогов начальных классов и для учителей коррекционных классов.
Матрица — это уникальный наглядный инструмент, который позволяет в короткие сроки спроектировать воспитательное событие по девяти блокам — от постановки цели до формирования конкретного результата. После апробации на большой выборке педагогов модель проектирования воспитательного события будет распространена для практической работы в первичных отделениях Движения.
На полях форума Движение Первых как новый общественно-государственный институт воспитания, взаимодействия детей и их социально направленной деятельности организовало для педагогов и экспертов интенсивную образовательную программу. На стенде Движение Первых в течение всех дней проходили тренинги, мастер-классы и лектории по темам, связанным с проектами Движения, его воспитательными возможностями и лучшими практиками общественных молодежных движений.
«Как участник я была погружена в задачу проектирования воспитательного события, а как модератор сессии вижу канву и понимаю, как строится процесс его создания «от» и «до». На стенде Движения я увидела, как рождаются идеи таких событий, и как они вдохновили участников. Движение не просто провело лекции на форуме, но и организовало работу по созданию воспитательных событий, помогая решать реальные педагогические задачи. Эта модель позволит создавать настоящие воспитательные события, которые будут приносить пользу обществу. Полученную механику я однозначно буду применять в своей работе, поэтому можно сказать, что участие в сессии Движения стало для меня повышением квалификации, которое отразится в профессиональным росте. Методисты Движения помогают нам строить на местах экосистему сообщества, где детская инициатива будет в центре», — сказала участница форума Инга Горбунова - педагог дополнительного образования школы №71 Санкт-Петербурга.
7 октября 2023